Игровой английский для детей 2-12 лет
Ребенок и ярлык. Как не сделать ошибку?
Тема навешивания ярлыков или лейбелинга тесно переплетается с вопросами похвалы и мотивации. Ярлыки вредят развитию детей независимо от того, положительные они или отрицательные. С последними, наверное, все понятно. Если регулярно говорить ребенку, что он глупый и что у него ничего не получится, он поверит в это и решит, что действительно ни на что не способен. Такой посыл убьет мотивацию и сформирует комплексы, которые помешают ребенку развиваться и чувствовать уверенность в себе и собственных силах.

Бывают еще и неявные ярлыки. Обычно они появляются из лучших родительских или учительских побуждений, но тоже утверждают ребенка в мысли, что сам он ничего сделать не может. Иногда родители или преподаватели говорят: «Лучше я сделаю», «Давай помогу», «У меня быстрее получится». При чем здесь отрицательный лейбелинг? Ведь взрослый не обижал малыша, а хотел помочь.

Подобные фразы и навязанная помощь опасны тем, что ребенок все чаще и сильнее будет чувствовать недоверие взрослых. «Может родители не верят, что я справлюсь?», «Может учительница думает, что я не умею и не научусь это делать?». Со временем такие мысли оседают у детей в голове и становятся их собственными. Ребята начинают считать, что они и правда ничего не могут сделать, а если и сделают, то плохо, медленно и неаккуратно.

Сложнее и непонятнее всего – положительный лейбелинг. Чем он может навредить ребенку и как отличить его от похвалы? Бывает, малыш нарисовал что-то и показал маме или преподавателю и услышал в ответ одобряющее «Молодец! Какой хороший мальчик!». Такая реплика – отличный пример положительного ярлыка. Похвала бы звучала так: «Как хорошо получилось!» Чувствуете разницу?

А если старший ребенок отобрал краски и альбом у младшего? Или вытер кисточки о мамину кофту? А может быть наоборот, малыш создал рисунок из подручных материалов. Или выдумал нового героя удивительной истории и запечатлел его.

Лейбелинг - это ярлык, который мы навешиваем на человека, а похвала – оценка того, что он сделал. Последняя гораздо эффективнее, потому что ребенок связывает ваши слова не с собой лично, с результатом своих действий. Точно так же психологи рекомендуют и "ругать" - выражать недовольство по поводу действий, а не рассказывать малышу, какой он плохой.

Сыграйте в игру на английском, выучите несколько новых слов и обязательно скажите ребенку, как здорово, что он сделал сегодня столько полезного. Расскажите, чем именно вы гордитесь. Подчеркните, что это еще один шажок на пути в волшебную страну, где все говорят по-английски. Это придаст значимости вашим словам и повысит мотивацию маленького человека. Он почувствует, что у него получается!

Важно объяснить ребенку, что люди не могут быть плохими или хорошими, а вот поступки могут. И если ты случайно или нарочно сделали что-то не очень хорошее, это не значит, что ты плохой. Некрасивый поступок можно превратить в правильный, завтра можно сделать больше добрых дел, чем сегодня. Оценивать не личность, а поступок можно научиться самому и научить этому ребенка. Тогда и самооценка не пострадает, и с мотивацией будет полный порядок.

Убедиться в том, что преподаватели Wonderland Kids в этом настоящие профессионалы можно на занятиях, которые начнутся уже через пару недель!

Автор - Екатерина Повалихина
Методист, преподаватель английского языка и куратор курса по авторской методике Wonderland Kids

Made on
Tilda